2015-2016

Культура и текст 2016 №1

Э.В. Будаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(Екатеринбург)

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ

В статье рассматриваются особенности дискурсивного подхода к анализу метафорики в политической коммуникации. В американской и европейской лингвистике выделяются несколько частных теорий и методологий данного подхода: критический дискурс-анализ, дескриптивный дискурс-анализ, дискурсивная теория демократизации, дискурсивный анализ социальных структур, комбинаторная теория кризисной коммуникации, теория дискурсивного понимания. В отечественной лингвистике дискурсивный подход к политической метафоре реализуется в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы.
Ключевые слова: метафора, дискурс-анализ, политический дискурс, политическая лингвистика.

Т.П. Сухотерина, К.Р. Евсеева
Алтайский государственный педагогический университет
(Барнаул)

«ДЕТСКОЕ ПИСЬМО» КАК ЖАНР ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Работа посвящена рассмотрению «детского письма» как жанра естественной письменной речи по параметрам коммуникативно-семиотической модели. Выделяются и описываются композиционная структура «детских писем» и компоненты модели, участвующие в жанровой организации детского предновогоднего письма Деду Морозу. Проведенное исследование позволило выявить ряд компонентов, значимых для жанровой специфики анализируемого объекта.
Ключевые слова: детское письмо, жанр, естественная письменная речь, письмо Деду Морозу, композиционная структура, коммуникативно-семиотическая модель.

В.Д. Денисов
Российский государственный гидрометеорологический университет
(Санкт-Петербург)

О МАЛОРОССИЙСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ Н.В. ГОГОЛЯ

Статья посвящена попыткам Н.В. Гоголя в начале 1830-х годов создать малороссийский исторический роман «Гетьман» и двум его опубликованным фрагментам, а также повести, которую можно считать воплощением замысла о герое-гетмане.
Ключевые слова: раннее творчество Н. В. Гоголя, поэтическая история Малороссии, диалог культур, козаки, сборник «Арабески», роман «Гетьман», «Глава из исторического романа», фрагмент «Пленник» или «Кровавый бандурист», <Главы исторической повести>.

С.Ф. Дмитренко
Литературный институт имени А.М. Горького
(Москва)

ИСТОРИЯ ЗАКРЫТИЯ «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК» И СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

В статье на основании документов рассматривается история закрытия журнала «Отечественные Записки» в 1884 году и особенности творческой деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина после закрытия журнала. Особое внимание уделяется феномену его сказок.
Ключевые слова: Салтыков Щедрин, «Отечественные Записки», цензура, публицистика, сказка, журнал, психология творчества.

А.В. Денисова
Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации

ФУНКЦИИ ХРОНОТОПА В «ЗИМНИХ ЗАМЕТКАХ О ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Статья посвящена особенностям функции хронотопа в «Зимних заметках о летних впечатлениях» Ф.М. Достоевского. Основное внимание уделено хронотопам дороги и города. На основе их анализа доказывается связь пространственно-временной организации произведения с его жанровыми особенностями. Установлено, что изменение хронотопа приводит к соединению разных жанровых традиций в произведении Ф.М. Достоевского.
Ключевые слова: «Зимние заметки о летних впечатлениях», хронотоп, жанровые особенности, жанровые традиции.

Е.Н. Проскурина
Институт филологии Сибирсоке отделение РАН
(Новосибирск)

ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В НАСЛЕДИИ А. ПЛАТОНОВА:
МЕЖДУ ПРИТЯЖЕНИЕМ И ОТТАЛКИВАНИЕМ

В статье исследуется творчество А. Платонова в аспекте христианской духовной традиции. Выявляется значение библеизмов в онтологической поэтике писателя. Показывается сложность отношения Платонова с православной традицией, в ранний период творчества базировавшегося на отталкивании, тогда как в зрелый – на все большем к ней притяжении.
Ключевые слова: творчество А. Платонова, духовная традиция в русской литературе, онтологическая поэтика, библейские мотивы.

О.М. Гончарова
Российский государственный педагогический университетим. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

МЕТАФИЗИКА СЕВЕРА: ОСМЫСЛЕНИЕ МЕСТАЭТНИЧЕСКОГО БЫТИЯ

Своеобразие «северной метафизики» состоит не только в ее привязанности к традиционным мыслительным практикам, но и в том, что ее мировоззренческие потенциалы реализуются главным образом в литературном дискурсе и отражены в эстетически воссозданном геокультурном образе этнического пространства. Осмысление «родной земли» или философия места связаны в этом случае с решением проблем онтологии, с обоснованием истинности и сущности этнического бытия.
Ключевые слова: младописьменные литературы и философия Севера, геокультурный образ, философия места в литературном дискурсе, философская топонимика Ю. Вэллы.

М.В. Строганов
Центр краеведения и этнографии Московского государственного
университета дизайна и технологии

ДВА ТВЕРСКИХ ЧИНОВНИКА М.Е. САЛТЫКОВ И Н.И. РУБЦОВ.
ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ

Отношения М.Е. Салтыкова и Н.И. Рубцова анализируются в свете их политических позиций, при этом позиция Рубцова реконструируется на основании косвенных данных. Отношения Салтыкова и Рубцова отразились в книге очерков В.А. Слепцова «Письма об Осташкове».
Ключевые слова: М.Е. Салтыков, Н.И. Рубцов, В.А. Слепцов, статистика, этнография, очерки.

JERZY FARYNO
Instytut Slawistyki PAN (Warszawa)

СМОТРЯ НА КАКОМ ЯЗЫКЕ СМОТРЕТЬ

В статье речь о том, что значение, понимание и толкование некоторых изображений визуального искусства зависит не только от культурного кода, но и от естественного языка, на котором зритель опознает и идентифицирует (называет) изображенные объекты (то же касается и самих художников – они тоже нечто изображают в соответствии с их естественным языком). Это показывается на примерах английских карикатур с персонажем «индюк», пасхальных в польских и финских открыток, российских кукол с мотивом вербы, и сербского рисунка с мотивом тюльпана.
Ключевые слова: русский медведь, индюк, лев, верба, пушистики, котики, барашки, лала, тюльпан, юмористическая карта, карикатура, Банат, Болгария, Польша, Сербия, Турция.

ROMAN BOBRYK
Институт польской филологии и прикладной лингвистики
Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце (Польша)

ПОЭТ И ВЛАСТЬ
Модели авторского поведения в тоталитарном государстве. На материале стихотворений Збигнева Херберта и Станислава Бараньчака

В польской литературе второй половины XXвека (вплоть до конца 80-х годов) не сложно найти множество примеров на тему взаимоотношений между писателями / поэтами и властью – от полной уступчивости и откровенной поддержки до откровенных протестов. Такие отношения изображаются, в частности, в стихотворениях Збигнева Херберта и Станислава Бараньчака. У Херберта податливость и соглашательство оцениваются отрицательно, искусство на службе органов представляется как не соответствующее действительности (как лицемерное). С другой стороны, стихи Бараньчака изображают гонения, запугивающие действия со стороны этих органов (методы преследования) по отношению к инакомыслящему поэту.
Ключевые слова: поэт и власть, Збигнев Херберт, Станислав Бараньча.

В.Д. Денисов
Центр международных связей Российского государственного
гидрометеорологического университета (РГГМУ, Санкт-Петербург)

МАЛОРОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН И ГЛАВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

Статья посвящена черновым главам неоконченной исторической повести, в которых, вероятно, воплотился замысел гоголевского малороссийского исторического романа о герое-гетмане.
Ключевые слова: раннее творчество Н.В. Гоголя, поэтическая история Малороссии, исторические произведения К.Ф. Рылеева,диалог культур, козаки, роман «Гетьман», <Главы исторической повести>.

Б.Ф. Егоров
Санкт-Петербургский Институт истории РАН

ПУШКИН И ЧИЧИБАБИН КАК ЭРОТИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ

В статье рассматривается феномен эротической поэзии в диалоге К.Н. Батюшков – А.С. Пушкин – Б. Чичибабин. Анализ стихотворения Б. Чичибабина демонстрирует художественную гениальность поэта XX века – рождение одухотворенной телесности, пронизанной глубокой душевностью.
Ключевые слова: К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Б. Чичибабин, эротическая поэзия, телесность, синестезия, драматическая структура, кинематографичность, духовность, душевность.

Н.С. Чижов
Тюменский государственный университет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ В КНИГЕ СЕРГЕЯ КОМАРОВА «ИЗРЕЧИЕ»

В статье выявляются единство и динамика жанрово-тематического состава стихотворных текстов в книге тюменского поэта С. Комарова, определяются генетические истоки его творчества в русской поэзии XX века.
Ключевые слова: С. Комаров, лирический субъект, идиллия, элегия, тема смерти, контекст русской поэзии XX века.

С.В. Савинков
Воронежский государственный педагогический университет
Воронежский государственный университет

МОЕ СЛОВО И СЛОВО БЕЗ МЕНЯ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ГОГОЛЯ

В статье рассматривается контуры и векторы рефлексии Гоголя в период 1840-х годов. Ситуация выбора между художником и проповедником потребовала от писателя дать принципиально разные ответы на вопрос о том, в каких отношениях должны находиться между собой слово и его создатель.
Ключевые слова: слово, личное, внеличное, отрыв, истина, ложь, живое, мертвое.

М.В. Строганов
Московский государственный университет дизайна и технологии
(Институт славянской культуры)

ПОСЛОВИЦЫ/ПОГОВОРКИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО

В догосударственном обществе пословицы и поговорки как жанр фольклора кодифицировали неписаные законы общественного поведения. С формированием государства и «права писанного» пословицы и поговорки вытесняются на периферию социальной жизни как обычное право (правовой обычай), важная составляющая языковой среды современного человека. В настоящее время они регулируют в основном внутрисемейную жизнь и существуют в оппозиции к официальному закону. Жизнь человека вне дома в пословицах и поговорках посвящена выполнению человеком социальных обязанностей и правил общественного, социального поведения. Особое место здесь занимают паремии о роли слова в социальном общении. Поведение человека в кругу семьи определяется теми обычаями, которые нигде не записаны и восходят, очевидно, к глубокой древности, поскольку основаны на весьма архаических праве сильного и праве первого. Кроме общих домашних правил, здесь описываются отношения родителей с детьми и отношения между супругами. Третья группа пословиц и поговорок формулирует не нормы поведения в них, а неподвластные человеку законы.
Ключевые слова: Пословицы, поговорки, обычное право, семейный фольклор.

А.В. Белова
Тверской государственный университет

ЖЕНСКАЯ ЭПИСТОЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ
XVIII–XIX И XX–XXI ВЕКОВ

В статье автор рассматривает проблему «женского письма» на «рубеже веков». Сопоставляя письма российских дворянок на рубеже XVIII–XIX вв. с
электронными письмами образованных женщин на рубеже XX–XXI вв., автор выявляет функциональные особенности современной эпистолярной культуры по сравнению с традиционной.
Ключевые слова: «женское письмо», эпистолярная культура, женская повседневность, женская история, гендер, российские дворянки.

Н.М. Абиева
Алтайский государственный педагогический университет

ПОЭТИКА КОСТЮМА В ПОЗДНЕЙ ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА:
СЕМАНТИЧЕСКИЕ СДВИГИ

В статье анализируется поэтика костюма в поздней прозе А.П. Чехова. Семантические сдвиги – «визуальное» замещается «акустическим» и «ольфакторным» – свидетельствуют о поиске форм для выражения неоднозначности человеческих переживаний. В многослойной полисемантической детали, завязывающей все «узлы» повествования, содержится ключ к авторской игре текста и подтекста.
Ключевые слова: костюм, поэтика, мотив, текст, акустика, ольфакторика, пластика.

Культура и текст 2016 №3

Е.А. Осокина
Институт русского языка им. В.В. Виноградова
Российской академии наук (ИРЯ РАН, Москва)

ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ И БЕСПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ У ДОСТОЕВСКОГО И ВООБЩЕ

Статья посвящена осмыслению и сопоставлению двух терминов и явлений в литературе и культуре – прецедентный текст и постмодернизм.
Ключевые слова: Достоевский, идиоглоссарий, прецедентный текст, картина мира, постмодернизм, антиявление и антилитература.

Р.С.-И. Семыкина
Алтайский государственный медицинский университет

«РЕАЛИЗМ В ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И «ЖЕСТОКИЙ РЕАЛИЗМ» В.П. АСТАФЬЕВА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье обозначены точки соприкосновения художественных миров Ф. М. Достоевского и В.П. Астафьева. Главной особенностью дискурса Достоевского является отражение особого способа бытия – двоемирия –взаимопроникновения быта и бытия, реального и трансценднтного, временного и надвременного, человеческого и общечеловеческого. Взаимосвязь реального и сверхреального специфически представлена и в «жестоком реализме» В. Астафьева.
Ключевые слова: двоемирие, Достоевский, Астафьев, «реализм в высшем смысле», «жестокий реализм», преступление.

Е. Ю. Сафронова
Алтайский государственный университет

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ЖИЗНЕТЕКСТА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: ДЕЛО С П.А. КАРЕПИНЫМ

В статье рассматривается биографема дела с П.А. Карепиным о разделе имения в связи с проблемой правового жизнетекста Ф.М. Достоевского. Эта семиотически важная бытовая ситуация является парадигмой личностного развития и продуктивной поведенческой моделью автора и его героев.
Ключевые слова: Достоевский Ф.М., семиотика бытового поведения, текст поведения, биографический текст, жизнетекст, биографема.

С.А. Кибальник
Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом)
Санкт-Петербургский государственный университет

«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ» АЛЕКСАНДРА ДЮМА-СЫНА И ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО (от круга чтения к стратегиям письма)

В статье исследуются интертекстуальные связи произведений Достоевского с западноевропейской литературой на уровне характерологии и сюжетообразования, выявляется специфика интертекстуальности писателя.
Ключевые слова: Достоевский, интертекст, пратекст, прототекст, претекст.

Е. А. Федорова (Гаричева)
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В НОВЕЛЛЕ ГОФМАНА «ЗОЛОТОЙ
ГОРШОК» И В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

В статье проводится параллель между визуальными образами в новелле Гофмана «Золотой горшок» и в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», показано сходство между главными героями – Ансельмом и князем Мышкиным, которые являются носителями романтической концепции творчества и жизнетворчества. Писателей объединяет общий метод –фантастический или мистический, символизация предметов и образов.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Идиот», Э.Т.А. Гофман, «Золотой горшок», В.С. Соловьев, Платон, фантастический, мистический, визуальные образы, символы.

Т. Г. Магарил-Ильяева
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

ЧЕСТНЫЙ ВОР: КТО ЖИВЕТ НА ОКНЕ?

В статье автор рассматривает то, как Достоевский через специфичность эпитетов, символику оконного проема и значения имен проявляет отношения героев друг к другу, их связи и истинное предназначение.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, рассказ «Честный вор», окно, святой дух, благодать, благодеяние, значение имен, эпитеты.

Н.О. Булгакова, О.В.Седельникова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТРЕТА СТАВРОГИНА В ПЕРЕВОДАХ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» НА ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена исследованию особенностей передачи портретного описания Николая Ставрогина в разновременных переводах романа Ф.М. Достоевского «Бесы» на французский язык. Портрет рассматривается как важный элемент поэтической и смысловой структуры романов писателя. Авторы проводят сопоставительный анализ фрагментов романа «Бесы» и их переводов на французский язык, выполненных В. Дерели и А. Марковичем. Цель работы – выявить специфику воспроизведения портрета Ставрогина в
переводах романа Ф.М. Достоевского «Бесы» на французский язык.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Бесы», Ставрогин, портрет, художественный перевод, идиостиль, французский язык, диалог культур.

В.И. Габдуллина
Алтайский государственный педагогический университет

«СИБИРСКИЙ ТЕКСТ» ДОСТОЕВСКОГО: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ

В статье уточняется дефиниция «сибирский текст Достоевского», реконструируется образ сибирской провинции в восприятии и изображении писателя на материале произведений «Записки из Мертвого дома», «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» и романов, написанных после возвращения из ссылки, в которых отразились воспоминания о Сибири, а также писем из Сибири и о Сибири.
Ключевые слова: Сибирский текст, провинциальный текст, метатекст, автобиографический подтекст.

Культура и текст 2016 №4

Э. В. Будаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет

КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА В РАКУРСЕ ТЕОРИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье анализируются основные положения теории концептуальной интеграции (теории блендинга), разработанной Ж. Фоконье и М. Тернером в качестве альтернативы широко распространенной теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Рассматриваются понятия общего пространства, исходных и промежуточных пространств, бленда, интеграционных сетей. К отличительным чертам теории блендинга относится не только терминологический аппарат и особый взгляд на когнитивный процесс метафоризации, но и собственное проблемное поле, что позволяет говорить не столько о конкуренции с теорией концептуальной метафоры, сколько о ее дополнении.
Ключевые слова: когнитивная метафора, теория блендинга, концептуальная интеграция, ментальные пространства, интеграционные сети.

В. Д. Денисов
Российский государственный гидрометеорологический университет

ГРАДУ И МИРУ: О СБОРНИКЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МИРГОРОД» (1835)

В статье рассматриваются концепция гоголевского цикла «Миргород» (1835), его творческая история, тематика и проблематика, жанровые особенности.
Ключевые слова: творчество Гоголя, диалог русской и украинской культур, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески», «Миргород», творческая история, романтизм, Козачество.

С.Д. Титаренко
Санкт-Петербургский государственный университет

МЕТАЖАНРОВАЯ ПРИРОДА «ПОВЕСТИ О СВЕТОМИРЕ ЦАРЕВИЧЕ»
ВЯЧ. ИВАНОВА И ПРОБЛЕМА КОНТАМИНАЦИИ ТРАДИЦИЙ

Предложена концепция рассмотрения «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова как метажанрового образования. Рассматриваются стратегии контаминации традиций средневековых легенд и агиографии. Анализируется
сходство сюжетов, мотивов и образов. Выдвигается гипотеза о скрытом источнике – легенде и житии Вячеслава Чешского. Делается предположение, что Вяч. Иванов создает христианский мифологический эпос как экспериментальный аналог религиозной славянской фэнтези.
Ключевые слова: Вяч. Иванов, «Повесть о Светомире царевиче», метажанр, христианский мифологический эпос, жанровый архетип, мотив стрелы, Грааль, Вячеслав Чешский, фэнтези.

О. Г. Твердохлеб
Оренбургский государственный педагогический университет

АКМЕИСТИЧЕСКИЕ ДЕКЛАРАЦИИ С.М. ГОРОДЕЦКОГО И ПРЕДИКАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ КОМПАРАТИВА С НУЛЕВОЙ СВЯЗКОЙ

В статье предпринята попытка установить связь языковых особенностей поэтических текстов С.М. Городецкого с основными идейными установками акмеистов, среди которых требование внимания к вещным деталям и требование логичности. Автор приходит к выводу, что наибольшая частотность компаративов в конструкциях с нулевой связкой в поэзии С.М. Городецкого связана с акмеистическим принятием мира «во всей совокупности красот и безобразий» в современной действительности. Результаты, полученные в работе, могут оказаться интересными для литературоведов, исследующих творчество С.М. Городецкого, а также поэзию Серебряного века. Полученные результаты могут найти применение и в практике составления словаря поэта.
Ключевые слова: акмеизм, компаратив, С.М. Городецкий, вещность, нулевая связка, логичность.

Н.Ю. Абузова
Алтайский государственный педагогический университет

МИФОПОЭТИКА ПОВЕСТИ А.П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»

Статья посвящена особенностям модели мира в повести А. Платонова с позиции космологической идеи всеединства мира. В статье рассматриваются основные мотивы, образы-символы, сюжетные ситуации повести «Котлован».
Ключевые слова: модель мира, мотив, архетип, мифологема.

А.В. Денисова
Санкт-Петербургский университет МВД России

ГАРСИА ЛОРКА И ДОСТОЕВСКИЙ: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

В статье рассматриваются типологические параллели стихотворения Гарсиа Лорки «Смерть луны» и романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ключевые слова: творчество Достоевского, поэзия Гарсиа Лорки, мотивы смерти и луны, типологические параллели, диалогическое взаимодействие культур.

М.В. Строганов
Московский государственный университет дизайна и технологии
(Институт славянской культуры)

М. С. БАШИЛОВ – ИЛЛЮСТРАТОР Л. Н. ТОЛСТОГО И М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

М.С. Башилов был первым иллюстратором «Войны и мира» Л.Н. Толстого и один из первых иллюстраторов «Губернских очерков» М.Е. Салтыкова. Между тем при его жизни иллюстрации к «Войне и миру» не были опубликованы, так как Толстой отказался от замысла издать роман вместе с иллюстрациями, но неуспех этого замысла пал на одного Башилова. Иллюстрации к «Губернским очеркам» не получили признания Салтыкова потому, что они появились в конце 1860-х гг., когда художественная манера Салтыкова существенно изменилась. Потомки ценят Башилова как книжного графика, но он выпал из живой истории русской иллюстрации.
Ключевые слова: М.С. Башилов, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова, иллюстрация.

О.В. Вороничева
Брянский государственный инженерно-технологический университет

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА: БРЯНСК

Художественное пространство Брянска анализируется с точки зрения отражения в нем социально-экономических сдвигов в российском обществе. Изменения последних десятилетий свидетельствуют об активизации процессов поиска региональной идентичности на фоне коммерциализации искусства. Художественная культура Брянска предстает как целостное и динамичное образование, интегрирующее явления классического и авангардного искусства.
Ключевые слова: городская художественная культура, искусство, динамика, Брянск, духовные ценности, общество, регион, идентичность, смысл, память.

А.В. Толстокорова
Hезависимый аналитический центр (Киев)

ДАМА В ДИЛИЖАНСЕ: ЖЕНСКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ МОДЕРНА

Статья преследует цель проблематизировать социально-культурные импликации такого важного, но недоосмысленного и потому недостаточно изученного исторического процесса как обретение женщинами пространственно-физической свободы в публичной сфере и их массовой географической мобильности женщин на рубеже XIX–XX ст., а также проследить его отражение в художественной литературе эпохи модерна. Для достижения этой цели вводится понятие женской пространственной эмансипации.
Ключевые слова: женская пространственная эмансипация, географическая мобильность, новая девочка, новая женщина, публичное и приватное пространства.

Е.Н. Проскурина
Институт филологии СО РАН (Новосибирск)

ОТЗВУКИ ЛИТЕРАТУРНОГО АВАНГАРДА В ГАЗЕТЕ «ЛИТЕРАТУРНАЯ СИБИРЬ» (1933–1934)

В статье представлены общие сведения о малоизвестном сибирском издании: газете «Литературная Сибирь». Газета выходила в Новосибирске в 1933–1934 гг. Показывается соответствие редакционной политики газеты идеологической платформе метода соцреализма. Особое внимание сосредоточено на анализе поэтики двух редких исключений из общего правила, где слышны отзвуки отошедшего в прошлое литературного авангарда: стихотворениях В. Непомнящих «Письмо другу» и Э. Багрицкого «ТВС».
Ключевые слова: сибирская периодика, газета «Литературная Сибирь», метод соцреализма, литературный авангард.

Т. А. Ильина
Тверской государственный университет

ПУТЕШЕСТВИЯ И ЭКСКУРСИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ (анализ архивных и опубликованных материалов тверской женской учительской школы им. П. П. Максимовича)

В статье анализируются архивные и опубликованные источники, отражающие роль путешествий и экскурсий в учебно-воспитательном процессе Тверской женской учительской школы им. П.П. Максимовича и хранящиеся в Научной библиотеке Тверского госуниверситета.
Ключевые слова: Тверская женская учительская школа им. П.П. Максимовича, школа Максимовича, путешествия, дореволюционная школа, дореволюционная школьная среда, экскурсии, экскурсионная деятельность, архивные документы.

Культура и текст 2015 №1

В.Н. Сажин
Санкт-Петербург
Л. ДОБЫЧИН. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ

В своей статье В.Н. Сажин обсуждает новые материалы, относящиеся к жизни и творчеству Добычина, которые были найдены им в российских архивах. Среди этих материалов переписка Добычина с редакцией журнала «Русский современник» и его автограф рассказа «Старухи в местечке» (1924); анкета, заполненная Добычиным при вступлении во Всероссийский союз писателей (1930); письма Добычина писателю Леонтию Раковскому с автографами рассказов «Лекпом», «Петров» и «Отец» (1930) из личного архива Раковского, а также спецсообщения агентов госбезопасности с высказываниями советских писателей о творчестве и судьбе Добычина (1936 – 1937), которые содержат новую информацию, существенно дополняющую прежние публикации подобных документов, и некоторые другие архивные находки.
Ключевые слова: Неизвестные автографы Добычина, новые письма и новые редакции рассказов Добычина, информация о писателе в спецсообщениях агентов госбезопасности.

А.Ф. Белоусов
Санкт-Петербург
АДДЕНДА К СТАТЬЕ В.Н. САЖИНА: ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ОБ АВТОГРАФАХ, ПОДАРЕННЫХ ДОБЫЧИНЫМ РАКОВСКОМУ

Автографы рассказов, подаренных Добычиным писателю Леонтию Раковскому, помогают понять историю создания этих текстов. Изменения в текстах иногда сводятся к замене отдельных слов и предложений, как это характерно для рукописей рассказов «Лекпом» и «Хиромантия» (первоначально называвшегося «Петров»), но могут быть столь серьёзными, что представляют собой раннюю редакцию текста (рассказ «Отец»). Особый случай – рукопись рассказа «Портрет», которая является источником его первой публикации.
Ключевые слова: Автограф, вариант, редакция, исправление, публикация.

Э.С. Голубева
Брянск
ДВЕ ФОТОГРАФИИ ОЛЬГИ ДОБЫЧИНОЙ

Воспроизводятся фотографии сестры писателя Ольги Добычиной (1897 — ?). Они были сделаны во время ее учебы в Московской Сиротском Институте имени Императора Николая I. Лаконизм и точность надписи на поздней фотографии Ольги и ее подпись напоминают стиль и графику Добычина.
Ключевые слова: Ольга Добычина, институтка, надпись, стиль, семейное сходство.

Э.С. Голубева
Брянск
«ВСТРЕЧИ С ЛИЗ» (Образ и прототип)

Многие персонажи Добычина соотносятся с реальными людьми, которые жили в реальном городе Брянске 1900-1920-х гг. Самая женственная героиня рассказа Добычина «Встречи с Лиз» имеет свой прототип – жену коллеги писателя Ольгу Пояркову. Многие черты их внешности, мысли и биографии действительно совпадают. Это же характерно и для других героинь рассказа – Фишкиной, Золотухиной. В связи с этим процитированные в эпиграфе к статье слова В.С. Бахтина об отсутствии конкретных лиц за персонажами рассказа представляются нам несправедливыми.
Ключевые слова: персонаж, прототип, Лиз Курицына, Елизавета Пояркова, Фишкина, Фрумкина, Брянск.

В.А. Мешков
Евпатория
СЕМЬЯ БОРЯЕВЫХ В ЕВПАТОРИЙСКОМ СЮЖЕТЕ «ГОРОДА ЭН» И РЕАЛЬНОСТЬ

Евпаторийская сюжетная линия «Города Эн», связанная с семьей инженера Карманова, находит подтверждение в архивных документах об их прототипах Боряевых. Статья основана на реальных сведениях о евпаторийском контексте романа, которые демонстрируют достоверность «Города Эн», его хронологизм и поразительную историческую точность.
Ключевые слова: Кармановы, инженер Боряев, покупка дачи, документы, реалии, хронологизм.

И.Е. Лощилов
Институт филологии СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет
«ПЛЯСКА СВАХ» И ОТКРЫТКИ НА СМЕРТЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО. Две заметки

Статья указывает на визуальные истоки двух образов в прозе Добычина. Открытки, посвященные смерти Льва Толстого в романе «Город Эн» (1935), являются репродукциями двух картин польского художника Яна Стыки (1858 – 1925): «На дороге в бесконечность» и «Отлученный». Открытки были напечатаны в Париже после 1910 года. Картина «Пляска свах», которая упоминается в рассказе «Конопатчикова» (1926), принадлежит художнику Константину Юону (1875 – 1958) и действительно была напечатана в журнале «Нива» в 1913 году. Указание на эти оригинальные изображения служат дополнением к представлениям о художественном методе и о поэтике прозы Добычина.
Ключевые слова: Леонид Добычин, Лев Толстой, визуальность, открытки, репродукции, Константин Юон, Ян Стыка, историзм

А.Ф. Белоусов
Санкт-Петербург
ЧАСОВЕНКА В ПАМЯТЬ «УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ»

Обсуждается вопрос о цели строительства «часовенки» в романе Л. Добычина «Город Эн». Выбор делается в пользу объединения православного населения и отпора католицизму. Отмечается параллель между межконфессиональным конфликтом в романе и событиями в Польше ХУШ века, что свидетельствует о культурно-исторической многслойности «Города Эн».
Ключевые слова: часовня (часовенка), усекновение главы Иоанна Крестителя, поминовение православных воинов, межконфессиональный конфликт, историческая параллель.

М.В. Строганов
Тверской государственный университет
НЕВСТРЕЧИ С ЛИЗ:
ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗАХ ДОБЫЧИНА

Рассказы, предшествующие «Городу Эн», проанализированы как целое с точки зрения отсутствия в них события, которое в классической прозе является главным предметом изображения. В сборнике «Встречи с Лиз» изображается событие несобытия; в сборнике «Портрет» мы видим предсобытие или псевдособытие. Всё, что происходит с героем, он сам именует событием, хорошо понимая отсутствие истинного события в своей жизни и тоскуя по нему. Компенсируют отсутствие в жизни события кинематограф и купание, Время несобытия и жажды события является для героев периодом слепоты; вспышка события становится прозрением героя.
Ключевые слова: сюжет, событие, рекреационное время как замена события.

С.И. Королев
Москва
МОЛЧАНИЕ И УМОЛЧАНИЯ У ДОБЫЧИНА

Леонид Добычин является не только мастером слова, но и мастером умолчания. Он очень скупо и бережно использует слова в своих текстах. Основное содержание текстов Добычина приходится вычитывать «между строк». Таким образом автор играет с читателем, что делает чтение увлекательным, заставляя возвращаться к его прозе снова и снова.
Ключевые слова: Леонид Добычин, молчание, умолчание, подтекст, автор, читатель, герой.

Культура и текст 2015 № 2

Г.М. Васильева
Новосибирский государственный университет экономики и управления

НАЧАЛО РОМАНА: «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОКТОРА ФАУСТА» В ПРОЗЕ Э.Л. МИНДЛИНА

Речь идет о незаконченном романе Миндлина. Писатель нарушает привычную жанровую модель. Восемь коротких главок образуют малую форму. Название «роман» является аксиологическим определением. Автор вводит читателя в четкую аксиологическую систему. Писатель построил свою судьбу как путешествие в мир скрытых сущностей. Основной целью такого движения для Миндлина оказалась идея идей: утраченная старость омоложенного Фауста, «чаша, выпитая до дна». Неоконченному роману Миндлина присуще палеонтологическое построение: реконструкция ранних «мифологических» основ путем анализа поздних событий. Подобная зависимость может быть показана на широком культурном материале. Например, жития-мартирии c их мученической топикой, межкультурный дискурс Г.Г. Швиттау, связанный с понятием Гёте «Weltliteratur»; образ современника Гёте писателя Х.В. Николаи. Три города – Москва, Прага, Берлин – превратилась в разновидность театральной сцены по разыгрыванию драмы идей (эсхатологический мотив «невечного города» и др.). В «Возвращении» заложены мнемоническая сила, «воспоминательный» потенциал. Миндлин выразил в мифе о Фаусте то непосредственное общение, в котором жил и мыслил. Произошел понятийно-семантический сдвиг – к разговору между поэтами. Разговор давно начался, не завершим, не может быть оборван безвозвратно. Всегда остается пространство для возобновления тайны разговора, который наполнен ведением и уроком. Он содержит поэтику воздержания от смерти: ее нет, пока длится рассказ. Словесность противоборствует небытию. Разговор является идеей и реальностью, подвижным смысловым образованием, формой динамичного контекста. Эта особенность воплотилась в реальной практике общения и в текстах Миндлина. Поэтому в исследовании вполне оправданно применение метода персонифицированного сравнительного анализа, поиска биографически неявных персональных параллелей.
Ключевые слова: органичность жизни, необыкновенный, утраченная старость, геометризм, обманность, три города.

Ю.В. Холодкова
Пензенский государственный университет
ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА ТОМАСА ГУДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ традиций творчества английского поэта Томаса Гуда в русской литературе и культуре второй половины XIX – начала XX века. К анализу привлекаются материалы, относящиеся к деятельности русских поэтов, а также, представителей живописи и сценического искусства. Традиции Гуда можно видеть не только в русской поэзии второй половины XIX – начала XX в., но и в прозе русских писателей этого времени (Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Имя Томаса Гуда появлялось в русской печати и на страницах переводной прозы. Традиции творчества Томаса Гуда в русской литературе и культуре второй половины XIX – начала XX в. достаточно многочисленны и при этом весьма тенденциозны. Обращение к произведениям Гуда являлось своеобразным «маркером» социальной позиции русских писателей и деятелей культуры этого времени, причем их внимание привлекало не творчество английского автора в целом, а отдельные его стихотворения социальной направленности, прежде всего – «Песня о рубашке», в меньшей степени – «Мост вздохов», «Сон леди», «Песня работника», оказавшиеся созвучными общественным настроениям эпохи.
Ключевые слова: Томас Гуд, поэзия, живопись, сценическое искусство, рецепция, русско-английские историко-культурные и литературные связи, художественная деталь.

Е.Н. Строганова
Тверской государственный университет
Е.В. НОВОСИЛЬЦЕВА КАК ИСТОРИК ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Статья посвящена собирательской деятельности Е.В. Новосильцевой, в 1850–1880-х гг. составившей свод устных рассказов выходцев из простонародной среды о войне 1812 года. Рассмотрены основные темы и мотивы воспоминаний, специфика отношения информантов к событиям и эмоциональный тон рассказов.
Ключевые слова: устные рассказы, этнография войны, повседневная жизнь, «скрытая теплота патриотизма», отношения с французами.

С.М. Телегин
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова
САД В АЛХИМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Статья посвящена анализу соотношения между алхимическим дискурсом и феноменом сада. В статье обозначены темы Лабиринта, Цветка, Садоводства, Двери, Ключа, Талисмана. Автор рассматривает алхимический сад как особый синкретичный феномен. Сделана попытка рассмотреть особенности «языка птиц». В статье прослеживается связь алхимической традиции с современностью.
Ключевые слова: Алхимия, Сад, Талисман, Язык птиц, Хортулан.

Д.В. Денисов
Самарский государственный университет путей сообщения
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ НАРРАТИВНЫХ СТРУКТУР

25-элементная формула «служебного романа», восходящая к исследованиям сферы профессионального взаимодействия Ю.М. Лотманом, Б.Ф. Егоровым, М.Б. Игнатьевым и продолжающая традицию формулы волшебной сказки В.Я. Проппа, рассматривается в контексте 25-элементной модели бытия саанкхья, древнеиндийской философии числа и других подходов.
Ключевые слова: философия числа, элементы повествования, базовые элементы сюжета, русская волшебная сказка, стадии делового взаимодействия, текстоид, управление операциями.

Г.В. Кукуева
Алтайский государственный педагогический университет
О.В. Минина
Алтайский государственный педагогический университет
РЕЧЕВОЙ ЖАНР «НАРОДНЫЕ МЕМУАРЫ» В ИНТЕРНЕТ- КОММУНИКАЦИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В статье рассматриваются народные мемуары как речевой жанр эстетической сферы интернет-коммуникации. Виртуальный мемуарный жанр является в достаточной степени востребованным и коммуникативно-привлекательным речевым жанром, служащим для самовыражения и речетворчества. Принадлежность к электронному дискурсу, квалификация жанровой формы автором предопределяют ее модифицирование по сравнению с традиционным речевым жанром.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, речевой жанр, интернет-жанр, мемуары, интернет-дискурс, виртуальное жанроведение.

М.А. Буряков
Ишим
О ЗНАЧЕНИИ ОДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ

Сопоставляя значения глаголов внешнего восприятия и общего чувства, автор констатирует «тройственный» характер их грамматического субъекта, который предусматривает три семантических компонента (субъект мысли, субъект воли и субъект действия), актуализирующиеся в зависимости от характера отношений между субъектом и глагольным признаком. В случае тождественных отношений субъект реализуется как агенс в «номинативной» конструкции, при посессивных – как бенефициар (субъект воли) в «дативной» конструкции. Автор выясняет, что такие же отношения между субъектом и глагольным признаком складываются в семантической оппозиции известного в сравнительном языкознании «нерезультативного» и «результативного» перфекта. На материале древнерусской литературы выясняется, что обычной формой отображения эмоционального состояния была сходная с «нерезультативным» перфектом «номинативная» эмоциональная конструкция, в которой носитель эмоции представлялся в тождестве трех субъектных функций как агенс, без актуализации субъекта воли. Лишенные субъектной мотивации, эмоциональные состояния в древнерусский период отображались как мимико-голосовые реакции на внешнее воздействие.
Ключевые слова: «Тройственный» характер грамматического субъекта, субъект мысли, субъект воли и субъект действия, агенс и бенефициар, «номинативная» и «дативная» конструкции, нерезультативный и результативный перфект, «номинативная» эмоциональная конструкция.

Н.М. Абиева
Алтайский государственный педагогический университет
ШЛЯПЫ, ФУРАЖКИ И ЗОНТИКИ: АТРИБУТЫ КОСТЮМА И ИХ ФУНКЦИИ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА

В статье исследуются функции костюмных атрибутов в формировании повествовательной структуры на материале рассказов и повестей А.П. Чехова – «Княгиня», «Страх (Рассказ моего приятеля)», «Три года», «Моя жизнь (Рассказ провинциала)». Показано, как соединенные воедино скрытые в подтексте архетипические мотивы, становясь осью повествования, выстраивают «сюжет» персонажа; как интертекстуальность атрибутов костюма способствует проявлению неоднозначности персонажа; как через полисемантизм детали обозначается авторская позиция.
Ключевые слова: костюм, атрибут костюма, деталь костюма, архетип, мотив, полифункциональность, интертекст, полисемантизм.

Культура и текст 2015 № 3

JERZY FARYNO
Warszawa
КАК ЮНАЯ ПУГОВКА ОКАЗАЛАСЬ В ПЕТЛЕ (метафоризация – реализация метафоры – метаморфозы – переделки)

В статье разбирается двухсюжетная миниатюра Феликса Кривина «Сплетня» с точки зрения семантической связности между подразумеваемым реальным сюжетом и его сказочной реализацией. Показывается, что требуется знать и каким языком владеть, чтоб оба этих сюжета понимать. Отсюда вытекает и сопоставление семиотик разных видов превращений: заколдованности волшебной сказки, вегетативных метаморфоз, переделки, переплавки, переиначенности (в сплетне), реализации метафоры, смысловой (символической) парадигматики. В Приложении даются примеры визуализации таких парадигм на материале городских скульптур (пуговиц, иглы, шитья), ботанических рисунков, натюрмортов в живописи и икон на сюжет Мадонна с Младенцем, Млекопитательница.
Ключевые слова: Феликс Кривин, Борис Пастернак. Михаил Булгаков, Клас Олденбург, Генрик Ибсен, Виктор Нунес, Рене Магритт, Бэнкси, пуговица, Пуговичник, игла, нить, гранат, орех, курительная трубка, метафоризация, реализация метафоры, метаморфозы, колдовство, переделка, переплавка, скульптура, инсталляция, ботанический рисунок, натюрморт, Мадонна с Младенцем, Млекопитательница.

В.Д. Денисов
Российский государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург)
СБОРНИК «АРАБЕСКИ» Н.В. ГОГОЛЯ: ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА

Статья посвящена особенностям генезиса и структуры сборника «Арабески» (1835) Н.В. Гоголя, его творческому методу, воплощению диалога русской и украинской культур.
Ключевые слова: творчество Н.В. Гоголя середины 1830-х годов, диалог русской и украинской культур, поэтическая история Малороссии, украинские козаки, «Вечера на хуторе близ Диканьки», сборник «Арабески» как авторский альманах.

С.Д. Титаренко
Санкт-Петербургский государственный университет
«РИТМИЧЕСКАЯ МАГИЯ» «МЕДНОГО ВСАДНИКА» А. С. ПУШКИНА В ПОЭТИКЕ ВЯЧ. ИВАНОВА И СИМВОЛИСТОВ (от эйдоса звука – к стратегиям текстуальности)

Статья посвящена проблеме рецепции семантической природы звуковых символов поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Рассматриваются авторские стратегии мифологизации звука в теории и практике Вяч. Иванова, Андрея Белого, В. Брюсова, А. Блока. Показано, что русские поэты-символисты считали поэзию Пушкина и поэму «Медный всадник» важным источником звукового суггестивного образа, который имеет архаическую природу и связан с традициями магической ритуальной поэзии.
Ключевые слова: Пушкин, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, русский символизм, звуковой образ, суггестия, звук как акустический код, звук как эстетический объект, звук и ритуал, звук как язык, звук как символический образ.

Г.М. Васильева
Новосибирский государственный университет экономики и управления

ФАУСТ ЭПОХИ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ, ИЛИ МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА

В статье речь идет о сказке «Не может быть», опубликованной писателем в 1935 г. на немецком языке. К сказке писатель возвращался три раза. Вероятно, он выполнил автоперевод. Немецкий вариант произведения является текстом-спутником «Начала романа “Возвращение доктора Фауста”». В ней повествуется о реальном событии – строительстве Днепрогэса. При создании сказки писатель обращался к фольклорной и литературной традиции. Риторико- героический пафос произведения, баснословное и невероятное связаны с реальностью. Путешествие героя представляет логически завершенную историю, которая состоит из нескольких этапов духовного поиска. Сказка отличается минимализацией языковых средств. Она строится на утаивании части темы, скрытой в слове «Фауст». Подобная игра похожа на внутреннее разыскание значения слова, трансдеривационный поиск (через дериват, к основанию языка). Сказка становится частью сложносоставной аллегории эзотерического типа. Обширный символический материал позволяет выстраивать тончайшие идеологические конструкции. Имена героев Иван Кузьмич и Никита Федорович могут быть связаны с «тайной Фёдора Кузьмича»: с историей перевоплощения Александра I. Дом – это не только «живая», «органическая» традиция предков, но понятие династическое, феодальное. Он управляется непререкаемой властью. Писатель приобщает сказку к материалам по исторической семантике словосочетания «исторический оптимизм». Ей присуща декларативная солидарность с повестью Вольтера «Кандид, или оптимизм». Кандид отправляется в путешествие за счастьем. Несмотря на лишения, искушения, он остается оптимистом в духе Лейбница: «надо возделывать свой сад» («il faut cultivar notre jardin»). Ирония Вольтера вполне могла быть принята советской литературой на свой счет.
Ключевые слова: органичность жизни, чудеса, странствия души.

Е.Н. Проскурина
Институт филологии Сибирского отделения РАН (Новосибирск)
ПОЭТИКА ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА В РОМАННОЙ ПРОЗЕ Г. ГАЗДАНОВА

Работа посвящена анализу эсхатологической поэтики Г. Газданова. Авторскому сознанию писателя присуще напряженное переживание катастрофичности человеческой истории и бытия, основанное на убежденности в том, что история человечества началась «в тот день, когда Каин убил своего брата», т.е. когда человек ощутил в своей собственной природе «притягательность убийства». При этом в историко-литературном контексте молодой эмиграции Газданову принадлежит особое место. Творческая стратегия писателя отмечена нехарактерным для поколенческого самосознания оптимистическим стоицизмом. Весь его литературный путь представляет собой преодоление чувства трагизма бытия.
Ключевые слова: романы Г. Газданова, поэтика сюжета, литературный мотив, эсхатология.

Е.А. Московкина
Алтайская государственная академия культуры и искусств
РОМАН ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА «САНЬКЯ»: МЕЖДУ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬЮ И ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬЮ

В статье предпринята попытка рассмотреть роман З. Прилепина «Санькя» в аспекте психопоэтики. Объектом литературоведческого анализа является исповедальный план романа в парадоксальном сочетании с идеологической ангажированностью прозы писателя.
Ключевые слова: современная проза, идеология, политическая проблематика, психопоэтика, текст, мотив, инфантилизм.

Н.Ю. Абузова
Алтайский государственный педагогический университет КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА

В статье рассматривается проблема катастрофизма в лирике Ф.И. Тютчева с точки зрения литературной традиции, заложенной в поэзии XVIII века темой времени, поэтического мировидения и мировоззрения Тютчева. В качестве основополагающего выделен мотив завершенности мира.
Ключевые слова: модель мира, время, пространство, день, ночь, хаос, видение, катастрофа.

Ю.В. Холодкова, С.В.Извекова
Пензенский государственный университет
ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕ: СПЕЦИФИКА ВОЗРОЖДЕННОГО ИНТЕРЕСА К ТОМАСУ ГУДУ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Рост интереса к творчеству Томаса Гуда в последние десятилетия обусловлен изменением восприятия его творчества, в котором переводчиков привлекают не социальные, а юмористические, лирические стихотворения и эпиграммы. За единичными исключениями большинство произведений были впервые осмыслены в эти годы на русском языке. Получившее в последние годы широкое распространение в русскоязычном Интернете лирическое стихотворение Томаса Гуда «To a False Friend», интерпретированное в общей сложности пятнадцать раз, оказалось созвучно современному мировосприятию, развитию индивидуалистических настроений, сопровождающемуся усилением ощущения одиночества человека в бренном мире, тленности и непрочности чувств, неискренности как характерной черты отношений близких людей.
Ключевые слова: Томас Гуд, поэзия, рецепция, русско-английские историко-культурные и литературные связи, художественная деталь.

В.А. Анисин
Тюменский государственный университет
Е.В. Михалькова
Тюменский государственный университет
О БЕССМЕРТНОМ И БРЕННОМ В ПЕРЕВОДАХ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Т.С. ЭЛИОТА “WHISPERS OF IMMORTALITY”

Перевод поэтических текстов – значимая теоретическая и практическая проблема, и она не обошла стороной поэтическое наследие Томаса Стернза Элиота: его сложный, выразительный язык, насыщенный аллюзиями и многоуровневыми смысловыми пластами, создает множество затруднений при переводе. В данной статье три перевода стихотворения Т.С. Элиота “Whispers of immortality” на русский язык рассмотрены с точки зрения сохранности концептуального плана оригинального текста. Авторы анализируют лексическое выражение семантических полей death, philosophy, passion в английском и русском тексте и приходят к выводу, что на перевод повлиял культурный фон переводчиков и желание соединить темы бессмертия и телесности, дабы поэтический текст выглядел более цельным, производил сильный эмоциональный эффект. В результате, у читателя может возникнуть ложное впечатление о том, что Элиот представлял философию не как уход в бессмертие, а как чувственную страсть к смерти – это миф мы и стремимся развенчать в нашем исследовании.
Ключевые слова: Модернизм, Т.С. Элиот, “Whispers of immortality”, поэты-метафизики, перевод поэтического текста. V.A. Anisin Tyumen State University

Я.П. Изотова
Алтайский государственный педагогический университет ГАСТРОНОМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТУДЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Данная статья посвящена семантике еды в текстах студенческого фольклоpа, в связи с чем пpедпpинята попытка выделения основных пpодуктовых составляющих студенческого стола. Рассмотрен алкогольный мотив в студенческой песне, принципы его создания и общая направленность.
Ключевые слова: студенческий фольклор, студенческая песня, бытовой студенческий анекдот, алкогольный мотив.

Г.П. Козубовская
Алтайский государственный педагогический университет
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Е.А. БОРАТЫНСКОГО : «ГРАНИЦЫ БЫТИЯ»

В статье исследуются некоторые мифопоэтические мотивы, формирующие «лица необщее выраженье» лирики Е.А. Боратынского. Рассматривается семантика мифологем «первый» и «последний», обозначающих универсальные начала Бытия в сопряжении его «концов» и «начал»; а также мифологические и литературные архетипы визуального образа старости – доминанты геронтологического мотива Боратынского, и мифопоэтика Числа «два» (нумерологический код Боратынского) – в его моделирующей и космоустроительной функциях и амбивалентной семантике.
Ключевые слова: архетип, границы бытия, геронтология, мифопоэтика, нумерология, поэтическая философия, старость, Число.

Культура и текст 2015 № 4

А.П. Ауэр
Московский государственный социально-гуманитарный институт
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОЭТИКИ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

В статье рассматривается процесс эволюции поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автор демонстрирует, как осуществлялся переход от лирики к обличительным повестям, авторскому циклу, сатирическому эпосу, роману-параболе, малым формам и прозе с элементами символистской поэтики. Ключевые слова: поэтика, эволюционный динамизм, «эстетическое чувство», авторский цикл, эпический хронотоп, сатирический гротеск, роман-парабола, малая форма.

Е.Н. Строганова
Государственная академия славянской культуры (Москва)
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обращение М.Е. Салтыкова-Щедрина к античной литературе до сих пор не становилось предметом научной рефлексии. Между тем в его текстах часто встречаются имена античных авторов и цитаты из их произведений. В античной литературе заключаются и истоки поэтики Салтыкова, что становится ясно с позиций бахтинской теории сатиры, которую ученый разрабатывал в связи с категорией «память жанра». В свете этого рассматривается роман «Современная идиллия», жанровые особенности которого соответствуют бахтинскому толкованию мениппеи.
Ключевые слова: античная литература, М.М. Бахтин, «память жанра», смех, «Современная идиллия», мениппея, истоки поэтики.

Е.А. Бузько
Москва
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В ОЦЕНКЕ М.Е. САЛТЫКОВА

В статье рассматривается связь Салтыкова со славянофильским направлением русской мысли, диалог писателя с крупнейшими деятелями славянофильства, с семьей Аксаковых в частности. Основное внимание уделено разнице в отношении писателя к раннему и позднему периодам славянофильства.
Ключевые слова: славянофильство, западничество, почвенничество, старообрядчество, официальная идеология, крестьянская община, идиллическое воззрение, аскетическое воззрение.

М.В. Строганов
Государственная академия славянской культуры (Москва)
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, И.В. ПАВЛОВ И ПОВЕСТЬ М.Е. САЛТЫКОВА «ЖЕНИХ»

В статье рассматривается повесть М.Е. Салтыкова «Жених», текст которой насыщен народными песнями. Точная их идентификация показывает, что писатель отбирал произведения, имевшие в литературе определенную репутацию. Культ народной песни, свойственный 1850-м гг., особенно поддерживался в среде молодых славянофилов, в частности, в «молодой редакции» журнала «Москвитянин». Посвящение повести «Жених» И.В. Павлову, издателю газеты «Московский вестник», помогает понять, что идеологическая позиция Павлова и Салтыкова была противоположна славянофильству, что и отразилось в наборе песен.
Ключевые слова: И.В. Павлов, народная песня, славянофильство, радикализм, литературный анекдот, «Москвитянин», «молодая редакция».

С.М. Шаврыгин
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
«РЕКА» В СТРУКТУРЕ «НОВОГО ЯЗЫКА» ЛИТЕРАТУРЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

«Река» как мифопоэтический образ и элемент «нового языка» литературы появилась в «Губернских очерках» и произведениях послевятского периода, сначала – как образ, связанный с гоголевской традицией и трансформированный в соответствии с миросозерцанием Салтыкова. Этот поэтический образ развивался на протяжении 1860-х годов и преобразовался в универсальный эсхатологический символ в «Истории одного города».
Ключевые слова: художественное пространство, мифопоэтика, образ, фантастика, метафора, символ, ирония, евангельские мотивы.

Т.Н. Головина
Иваново
ГЛУПОВСКОЕ ЛЮБОНАЧАЛИЕ И НАЧАЛЬСТВОЛЮБИЕ В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ

В статье показано, что проблема «власть и народ» раскрывается в «Истории одного города» с ориентацией на Библию в ее старообрядческом истолковании. Образы глуповских градоначальников, посягающих на Божественные прерогативы, и образы их подданных, хранящих «упорное начальстволюбие», соответствуют представлениям староверов о ложных божествах (идолах) и идолопоклонниках. Наказанием за богоотступничество служит «богооставленность царства» (Н.А. Бердяев), трагическим осознанием которой проникнуты сочинения старообрядцев и «История одного города».
Ключевые слова: «История одного города», Библия, старообрядчество, природа мирской власти, ложные божества, идолопоклонники.

О.Г. Зимина
Тверской государственный объединенный музей
К 40-ЛЕТИЮ ТВЕРСКОГО МУЗЕЯ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

В статье рассказывается о создании Музея М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери, формировании его коллекций, поисках концепции и художественного решения экспозиции, об основных аспектах его деятельности за 40 лет существования.
Ключевые слова: музей, коллекция, экспозиция, творческий коллектив, концепция, научные сотрудники, художники-оформители, Керцелли, Чумаков.

Культура и текст 2015 № 5

ROMAN BOBRYK
Института польской филологии и прикладной лингвистики Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЗБИГНЕВА ХЕРБЕРТА (вводные замечания)

В статье поставлена теоретическая проблема автобиографизма в лирике. На материале поэзии польского поэта З. Херберта показано, что биографический ключ в исследованиях творчества Херберта никогда не приведет к адекватному прочтению его текстов. Рассматриваются спорные моменты в интерпретации его лирики и прослежены механизмы подмены «фиктивного» / «поэтического» – «автобиографическим».
Ключевые слова: автобиографизм, литературная коммуникация, мотив, художественная биография.

В.Д. ДЕНИСОВ
Российский государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург)
СБОРНИК «АРАБЕСКИ» Н.В. ГОГОЛЯ: ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ (статья 2)

Статья посвящена творческой истории сборника Н.В. Гоголя «Арабески» (1835), анализу предварительных планов, воплощению диалога русской и украинской культур.
Ключевые слова: творчество Н.В. Гоголя середины 1830-х годов, диалог русской и украинской культур, поэтическая история Малороссии, украинские козаки, «Вечера на хуторе близ Диканьки», сборник «Арабески» как авторский альманах, творческая история.

С.Д. ТИТАРЕНКО
Санкт-Петербургский государственный университет
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ И ТРАДИЦИИ АНГЛИЙСКИХ ПРЕРАФАЭЛИТОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ

В статье исследуются стратегии интермедиальности в поэзии русских символистов, которые возникли в результате влияния английских художников-прерафаэлитов. Главная задача – показать, что экфрасис в форме образа реального произведения становится основой символического языка и определяет визуальность художественного образа. Определяются ведущие символы прерафаэлитов, которые оказали большое влияние на формирование трансинтермедиальных образов символизма. Рассматривается проблема трансформации художественных образов Д.Г. Россетти в творчестве А. Блока и Вяч. Иванова.
Ключевые слова: Интермедиальность, английские прерафаэлиты, русские символисты, визуальность, экфрасис, трансинтермедиальный образ-символ, мифопоэтика.

С.А.ГОЛУБКОВ
Самарский государственный университет
О ДВУХ ЭПИЗОДАХ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ АНИМАЛИСТИКИ

В статье идет речь о функции анималистской образности в литературе. Объектом пристального внимания становятся два литературных текста – рассказ Ф.М. Достоевского «Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже («Крокодил»)» и рассказ прозаика ХХ века М.Козырева «Крокодил». У зоологизмов много выразительных функций. В данных случаях анималистские образы становятся вариантом фабульного обстоятельства.
Ключевые слова: анимализм, бестиарий, зоологизм, фабула, анекдотическая ситуация, алогизм, абсурд, Ф. Достоевский, М. Козырев.

Г.М. ВАСИЛЬЕВА
Новосибирский государственный университет экономики и управления

СЕМПЕРВЕРО, УРОЖДЕННЫЙ ЧЕТВЕРИКОВ: ЛИТАНИЯ ИМЕНИ ПОЭТА

В статье рассматривается творчество неизвестного литератора XIX века Семперверо. Четвериков использует латинско-итальянскую форму псевдонима, имеющего музыкальную этимологию. «Вся Италия» воплотилась для него в словосочетании «всегда истинно». Представление о творческой миссии сопряжено с воплощением меры истины как испытания. Он был одним из тех, кто закладывал основы критики и дидактики перевода. Его знание о переводе приобретает важные признаки самостоятельной научной дисциплины. Оно существует в форме рефлексии переводчика-практика, стремящегося осмыслить свою деятельность. Поэт выразил картезианский принцип универсальности мысли, которая может быть адекватно выражена средствами любого языка. Переводя трагедию Гете, Семперверо работал не просто с немецким оригиналом, но с «макротекстом». В результате подобного «полигенеза» появился стилистически гетерогенный текст. Наряду со своим переводом «Фауста», Семперверо предлагает образцы других переводов – русских, французских и английского. Принципиальная особенность этой публикации – установка не на один «канонический» текст, а на корпус текстов. Поэт осознавал, что не может быть полноценного искусства без честного профессионального отклика на него. Каждая запись напоминает вариант. Эти варианты представляют собой совершенно иное явление, чем, например, редакции литературного произведения, созданные одним и тем же лицом. Подобно фольклорному произведению, текст живет в постоянном движении, изменении. Он не может быть изучен, если записан только один раз. Возникает литературная ткань как органический процесс, как разрастание первоструктуры, облекающейся все новыми переводами.
Ключевые слова: псевдоним, уникальная вещь, тип издания, переводная множественность, музыкальная терминология.

С.М. ТЕЛЕГИН
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова
АЛХИМИЯ КАК КНИГА ЗЕРКАЛ

Статья посвящена анализу соотношения между алхимическим дискурсом и феноменологией зеркал. Глубинной базовой идеей алхимии и зеркал является стремление к овладению неограниченным ресурсом – прорыв из дискретно детерминированного мира в сферу безграничного. В статье разбираются основные алхимические подходы к феномену зеркала. Алхимия зеркал создает множество путей для выхода за пределы самого себя. В этом пункте алхимическое преображение вполне может осуществиться.
Ключевые слова: Алхимия. Зеркало.

С.А. КИБАЛЬНИК
Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургский государственный университет
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО (Еще раз о стихотворении А.С. Пушкина «Земля и море»)

В статье идет речь о пушкинском стихотворении «Земля и море» (1821), источник которой – идиллия греческого поэта Мосха. Ставя под сомнение точку зрения А.А. Долинина по этому вопросу, поддержанную автором соответствующей статьи в «Пушкинской энциклопедии», автор указывает на то, что эта новая точка зрения не подкреплена сколько-нибудь детальным сопоставительным анализом всех текстов. Решающая роль для Пушкина французского перевода Ж.- Ж. Мутонне де Клерфона, вышедшего еще в конце XVIII века, по сравнению с известным переложением Н.Ф. Кошанского 1811 года, всего лишь декларирована, а не доказана.
Ключевые слова: Пушкин, идиллия, источник, перевод, текстология.

Н.М. АБИЕВА
Алтайский государственный педагогический университет
«ДРАМА НА ОХОТЕ» А.П. ЧЕХОВА: СМЫСЛОВАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ ЦВЕТОВОГО СПЕКТРА

В статье повесть А.П. Чехова раннего периода «Драма на охоте» анализируется с точки зрения семиотики костюма. Анализируя семантику костюмных зарисовок, автор показывает, что цвет, маркируя ипостаси персонажей, их многоплановую репрезентацию, помимо характерологической функции, традиционной для костюма, формирует подтекст и межтекстовые связи.
Ключевые слова: костюм, деталь, цвет, подтекст.